Среда, 17 августа, 2022

Объекты Криворожья, ранее принадлежавшие Екатерининской железной дороге

Железная дорога Криворожья, а также разные железнодорожные объекты, которые находились на территории Кривого Рога ранее входили в состав Екатерининской железной дороги. Данная железная дорога существовала в период 1882-1936 годов, после чего ей дали новое наименование — Сталинская железная дорога. В 1961 железная дорога получила свое современное название — Приднепровская железная дорога. Далее на kryvyi-rih-future.com.ua.

За многие годы существования железной дороги на территориях Криворожья, обьекты, которые принядлежат ей пережили значительные изменение. Некоторых участков железной дороги больше не существует, некоторые участки значительно видоизменили, а некоторые из них функционируют на полную мощность и в 21 веке. 

Старинные объекты, построенные еще во времена Екатерининской железной дороги являются памятниками индустриального наследия Криворожья. К таким историческим памятникам относятся:

  • железнодорожные мосты, путепроводы, водопропускные трубы;
  • железнодорожные насыпи и выемки;
  • дома и казармы для рабочих железной дороги, будки путевых обходчиков, погреба, колодцы, хозяйственные постройки;
  • станции, административные конторы, депо, пакгаузы, водонапорные башни;
  • прочее.

Жилой дом для железнодорожников у Латовки

Фото: Эдуард Дворчук.

Данный дом, изображенный на фото, находится около железнодорожной станции “Латовка”. Ранее станция “Латовка” принадлежала Ингулецкой ветки Екатерининской железной дороге. На фото изображено одно из старинное здание бывшей Екатерининской железной дороги. Здание ранее служило жилым домом для железнодорожных работников. Всего таких зданий в районе железнодорожной станции “Латовка” было два. 

Руины старинной железнодорожной станции “Латовка”

Фото: Эдуард Дворчук.

В отличии от двух жилых домов для железнодорожников Екатерининской ЖД, сама станция “Латовка” не сохранилась. На месте старинной железнодорожной станции остались лишь руины. Станцию “Латовка” построили в период 1899-1900 годов. Название ей дали в честь деревни “Латовка”, вблизи которой находилась железнодорожная станция.

Фото: Эдуард Дворчук.

Ингулецкий железнодорожный мост

Ингулецкий железнодорожный мост, или известный также по фамилии инженера  мост Белелюбского. Был построен в 1884 году. Его возвели  через долину реки Ингулец, в районе Гданцевки. Ранее мост служил перегоном “Червоная — Кривой Рог”. В период 1939-1945 военных годов, мост как и большинство других объектов Кривого Рога был разрушен. Его построили после окончания войны.

Большая водопропускная труба

Фото: Эдуард Дворчук.

Большая и старинная водопропускная труба, похожая на тоннель располагается по тальвегу безымянной балки. Интересный тоннель находится около Ингулецкого железнодорожного моста, также известного как мост Белелюбского в южной части Гданцевки. Труба проходит через железнодорожную насыпь. Материал из которого построен тоннель — это местные породы: кварц и известняк. Состояние водопропускной трубы в 21 веке достаточно хорошее.

Дом для железнодорожников станции “Кривой Рог”

Фото: Эдуард Дворчук.

Объект был построен в конце 19 века. Долгое время здание служило жилым домом для рабочих железнодорожной станции “Кривой Рог” Екатерининской ЖД. Современное название данной станции “Кривой Рог — Западный”.  Про это также пишут на историческом портале 1775.dp.ua.

Дом для работников железной дороги строили из известняка и керамического кирпича. В 21 веке здание имеет довольно неплохой вид.

Станция “Кривой Рог”

Фото: Эдуард Дворчук. 

На фото изображено здание старого железнодорожного вокзала Екатерининской ЖД — “Кривой Рог”, который в современное время носит наименование “Кривой Рог — Западный”. 

Здание старого вокзала состоит из двух частей: первая — это старинный дом, который был построен в конце 19 века, и вторая — это более поздняя железнодорожная постройка. 

Когда-то здание примыкало еще к одному двухэтажному зданию, которое служило самым первым вокзалом — “Ингулец”, который был открыт еще в 1884 году. До начала революционных событий данная станция была главной железнодорожной станцией местечка Кривой Рог.

Старинная железнодорожная станция “Мудрёная”

Фото: Эдуард Дворчук. 

Еще одним объектом Кривого Рога принадлежавшим к Екатерининской железной дороги, была железнодорожная станция “Мудрёная”. Здание хорошо сохранилось до 21 века. В нем расположен склад. Это место в 21 веке ничем не напоминает то, что когда-то здесь находилась станция.

Железнодорожная станция “Пичугино”

Фото: Эдуард Дворчук. 

Железнодорожная станция “Пичугино” была открыта в 1884 году на главной линии Екатерининской ДЖ — “Екатеринослав — Долгинцево”. Здание станции, построенное в 19 веке очень хорошо сохранилось. Также около вокзала находится жилой дом для работников железной дороги. Его состояние намного хуже.

“Красный Мост”

В Кривом Роге в Терновском районе ранее находились два старинных моста. Первый мост был построен в конце 19 века. Он относился к Саксаганской ветви Екатерининской железной дороги. Второй мост был построен в первой половине 20 века. Сохранность второго моста намного лучше. Оба моста были демонтированы в 1956 году. В народе эту местность называют “Красный мост”, возможно потому, что строили мост из красного кирпича.

Старый перегон “Долгинцево — Карнаватка”

Фото: Эдуард Дворчук. 

Старая ветвь Екатерининской железной дороги до начала революции 1917 года называлась “Долгинцево — Карнаватка”. В 21 веке перегон называется “Кривой Рог-Главный — Мудреная”. Ветвь идет через небольшой овраг балки “Червонная”. На месте ее пересечения построен небольшой гранитный путевод.

Станция “Долгинцево”

Станция “Долгинцево” была открыта в 1884 году. Первоначально она называлась “Кривой Рог”. Относилась станция ко второму классу Екатерининской железной дороги. Здание вокзала сохранилось в прекрасном виде.

Станция “Николо-Козельск”

Фото из сообщества “Криворожская старина”.  Ученики николаевской школы на фоне руин дореволюционного вокзала станции «Николо-Козельск», Ингулецкой ветки, Екатерининской железной дороги. Фото 1960-1970-х годов.

Ранее станция “Николо-Козельск” находилась в Николаевке Широковского района. Она была построена в 1904 году и обслуживала Ингулецкую ветку Екатериненской железной дороги. В период войны здание станции было разрушено. В 21 веке как от здания так и от самого села Николаевка ничего не осталось. Данные территории были засыпаны отвалами Ингулецкого горно-обогатительного комбината. 

Путевой пост “Шмаково”

Фото из сообщества “Криворожская старина”.

Путевой пост “Шмаково” был построен в 19 веке и ранее принадлежал Саксаганской ветке Екатерининской железной дороги. Здание не сохранилось.

На территории Криворожья осталось множество руин объектов старой Екатерининской железной дороги:

Фото: Эдуард Дворчук. Окрестности поселка Широкое. Железнодорожная насыпь и водопропускная труба.
Фото: Эдуард Дворчук. Опоры железнодорожного моста через балку Поперечная. Сооружены в начале 20 века Поселок Широкое.

Все эти объекты являются историческим наследием Кривого Рога. Но, к сожалению, большинство архитектурных памятников находится в очень плохом состоянии. Некоторые объекты полностью разрушены, от них осталось несколько кирпичей. Большинство старых помещений Екатерининской железной дороги уже давно не обслуживаются, поэтому они постепенно разрушаются. Но есть минимальное количество архитектурных памятников Екатерининской железной дороги в Кривом Роге, которые хорошо сохранились. Одной из таких достопримечательностей является современная железнодорожная станция «Кривой Рог — Главный» на Довгинцево. Это архитектурное сооружение является одним из самых красивых железнодорожных вокзалов во всей Украине.

Latest Posts

.