Воскресенье, 23 января, 2022

Как на улицах Кривого Рога появился троллейбус

По Кривому Рогу ездить троллейбусы начали довольно таки в поздний период. Первые троллейбусы на дорогах Кривбасса впервые появились после 1950-х годов. Появление такого вида транспорта играем не маловажную роль в развитии и жизни города. В статье будет представлена история появления троллейбуса на дорогах Кривого Рога.  И мало того, одним из троллейбусов Кривого Рога был поставлен рекорд, обо всем  этом далее в статье. Дальше на kryvyi-rih-future.

Первый  троллейбус вышедший на дороги Кривбасса

Таким троллейбусом вышедшим впервые на дороги Кривого Рога была машина с секретным названием МТБ-82. Такая секретность была абсолютно  в стиле советского периода, а расшифровывалась она как “московский троллейбус”. Но дело в том, что на самом деле данный вид транспорта никогда не производили в Москве.  Ранее троллейбусы изготовляли на заводе, который находился в Тушино. А спустя некое время  с 1951-го года производство было перенесено на завод имени Урицкого в Энгельс.

Впервые троллейбус выехал на дороги Кривого Рога в 1957-м году. Но тогда их задачей была не просто перевозка пассажиров по городу, как это делали автобусы и другой транспорт. Их задачей было доставлять работников шахт от  спальных районов к их месту работы, шахте и соответственно обратно.

К концу 1950-х годов в сумме вся длина троллейбусных маршрутов составляла около пятидесяти километров. А на маршрут выходило двадцать восемь троллейбусов.

Тогда решение запустить новый городской транспорт как троллейбус было более перспективным нежели трамвай. Троллейбус не требовал укладки рельсов, а линии провести было гораздо легче.

Каким был первый троллейбус

МТБ-82 были довольно далеки от удобства. Их солон был чересчур узким, что доставляло дискомфорт при поездке стоя. По паспорту троллейбуса можно было размещать в транспорте шестьдесят пять человек, но по факту всегда получалось большее количество пассажиров.  Затрудненная ситуация возникала из-за  отсутствия в транспорте площадок  где бы скапливались пассажиры. Также в троллейбусе были очень узкие двери, которые не давали возможности зайти и выйти одновременно. Еще в троллейбусах МТБ-82 был очень низкий потолок, из-за которого высокие криворожане во время поездки ощущали дискомфорт.

Фото из сообщества “Криворожская старина”

На фото  сделанном в 1961-м  году изображено движение МТБ-82 по  улице Ракитина. Тогда это был маршрут номер 40. В основном троллейбусы имели красный цвет.

Кроме того что троллейбус доставлял неудобства криворожанам, так еще и самому водителю транспорта. Проблема при вождении троллейбуса заключалась в том что постоянно необходимо было переключать сопротивление при движении. А еще в самой водительской кабине в зимнее время года было  очень сильно холодно.

Кто пришел на замену МТБ-82

Следующим криворожским троллейбусом была совершенно иная машина. Это был ЗиУ-5, который был куда более современнее своего предшественника.  В данном типе троллейбусов уже имелась новая реостатно-контакторная система управления, которая была автоматической, что значительно позволило упростило жизнь водителям троллейбусов того периода. В новых троллейбусах больше не было вероятности того, что при движении сгорит сопротивление при переключении. Также были разделены электросети. Высоковольтные были для силовых, а  низковольтные для служебных. 

Салон троллейбуса также  был усовершенствован в лучшею сторону. В новых ЗиУ-5 сделали специальную площадку, где могли бы скапливаться пассажиры, а также сделали двери более широкими, что уже позволяло пассажирам входить и выходить одновременно. В новых троллейбусах криворожанам стало перемещаться более комфортнее.

Когда на дороги Кривбасса вышел усовершенствованный троллейбус,  городские власти принялись и  за расширение троллейбусного депо. К примеру  в 1959-м году депо, где пребывали все троллейбусы было рассчитано всего лишь на пятьдесят машин. А через десять лет число троллейбусов в Кривом Роге возросло до 222-х машин, что соответственно требовало еще одного депо. Поэтому в 1971-м году было построено еще одно троллейбусное депо, вместительность у которого была уже сто мест.

В те годы троллейбус ЗиУ-5 был довольно неплохим общественным транспортом, но эти троллейбусы имели очень маленький срок эксплуатации, они очень быстро выходили из строя. Тогда на заводе имени урицкого в Энгельсе работа уже над новой  моделью  ЗиУ-9, поэтому  никто не сохранял устаревную долговечную модель.

В реестре указано что все  пять троллейбусов которые курсировали по Кривому Рогу давно списаны, а судьба одного из них вообще не известна.

Развитие троллейбуса во время “застоя”

Наибольшая численность троллейбусов в Кривом Роге припала на период 1960-х -1970-х годов. Из-за стремительного сокращения троллейбусного парка, машин моделей МТБ-82 и ЗиУ-5  и вовсе не осталось. На их замену выехал на дороги Кривого Рога усовершенствованный троллейбус модели ЗиУ-9.

Самое главное преимещуство у новой модели троллейбусов было наличии трех дверей, что давало возможность  совершать быструю посадку и высадку криворожан.  Вместе с этим облегчается и сама мобильность в салоне транспорта. Задняя площадка троллейбуса  была очень просторной и позволяла даже разместить  какой-то габаритный груз. Но из-за появившихся  посреди  дверного прохода на ступеньках поручней, занести габаритный груз не было возможности.

Удобства в ЗиУ-9

 В новой модели практически все было комфортным. Сидения были удобные, окна высокими, была даже вентиляция. Ее обеспечивали несколько люков расположенных по всему салону троллейбуса. Единственное неудобство которое доставлял новенький ЗиУ-9 это был его шум. Его  в те времена всячески пытались приглушить, смазывая механизмы, но в полном объеме данные действия не решали проблему. К тому же и надежностью данная модель от предыдущей ничем особо не отличалась

Любопытная история криворожского троллейбуса

После того как советский союз развалился. Один из троллейбусов модели ЗиУ-682 попал в интересную история.  Кривой Рог в декабре 2012-го года совершает покупку троллейбуса на харьковском заводе, который занимался ремонтом  троллейбусов. Цена была несколько сотен тысяч гривен  и выглядела явно выше своей стоимости.

Но купленный троллейбус Кривым Рогом ранее был списан в Одесса. В свою очередь  таких списанных  одесских троллейбусов было две штуки с номерами 657 и 661. Таким образом 657 троллейбус отправился на ремонт на харьковский завод.  А в Одессе на списанных  троллейбусах поменяли номера, так как 661 был списан еще в 2011-м году, а 657 — 2012-м году. Соответственно чтобы продать нужную машину потребовалась замена номеров.

ЗиУ-682 по улице Алексея Соломенного. Тогда это был маршрут под номером 10. Фото сделано в 1998-и году.

На фото изображена та же модель троллейбуса только уже в 2020-м году. Троллейбус поднимается по улице Лермонтова.

Также троллейбусный автопарк Кривого рога пополнился моделями с так называемой гармошкой. Это были ЗиУ-10 или же ЗиУ-683. Этот троллейбус не имел каких либо особенностей и ничем в принципе не отличался от предшественников. Но у него были существенные проблемы с управлением, которые возникали из-за той самой гармошки.

Независимая Украина 

Когда в стране был кризис в Кривом Роге дела с транспортом обстояли довольно таки тяжело, но обновлять троллейбусы все равно  чуть-чуть получалось. К 2000-м годам  троллейбусный автопарк был чуть ли не в самом худшем состоянии, не не смотря н аэто троллейбусы продолжили движения по своим маршрутам. Тогда  в Кривом Роге числилось семьдесят восемь машин. Из новых были троллейбусы, которые были произведены на известном днепропетровском заводе Южмаш. Это были модели троллейбусов ЮМЗ Т1 и Т2.  Работниками завода было переработано киевскую модель Киев-11. Но со временем  выяснилось, что переработанный троллейбус  оказался вовсе неудачным. Они очень часто выходили из строя, ломались. Но в те времена другого выхода не было и приходилось пользоваться тем что имелось.

Действительно качественное обновление троллейбусного автопарка произошло только в 2019-м году. Тогда городскими властями было закуплены новенькие  Т203 минской фирмы МАЗ. В Днепре из поставляемых машинокомплектов осуществлялась их сборка.

Данные троллейбусы довольно хорошие. На сегодняшний день в Кривом Роге их уже более чем пятьдесят штук. Также по городу курсирует несколько старых моделей Т103, такой же сборки.

Рекорд который поставил криворожский троллейбус

В Кривом Роге есть по настоящему уникальнейшие модели троллейбусов. Это троллейбусы модели Е186, которые были произведены на Южмаше и модернизированы в криворожском депо. Уникальным отличием от обычного троллейбуса  у данной криворожской модели установлен дизель-генератор.

Именно троллейбус такой  модели в 2017-м году попал в книгу рекордов, благодаря тому, что проехал украинскими дорогами, из города в город более чем 1200-ти километров. Его путь был из Кривого Рога в Житомир, после в Киев и обратно в Кривой Рог.

На сегодняшний день в Кривом Роге числиться одиннадцать таких моделей. Это очень хорошие и современные троллейбусы, благодаря им можно проехать там, где невозможно проложить контактную сеть.

Latest Posts