Пятница, 21 июня, 2024

История криворожского вокзала

На территории Украины находиться очень большое количество  железнодорожных вокзалов, которые были построены более века назад. Есть такие которые были построены относительно недавно пару двойку или тройку лет назад, которые своей оригинальностью могут даже превзойти исторические вокзальные сооружения. Дальше на kryvyi-rih-future.com.ua.

Железнодорожные города Кривого Рога   находятся  на лидирующих позициях в рейтинге самых красивейших зданий вокзалов в Украине. Криворожский вокзал является очень оригинальным сооружением и к тому же с данным объектом связано множество исторических событий которые разворачивались в Кривом Роге.

Сведения про вокзал Кривого Рога

По состоянию на сегодняшний день криворожский вокзал называется “Кривой Рог — Главный”  и является главной железнодорожной пассажирской станцией  по типу грузовой внеклассной.  Данное название он приобрел в 1979-м году.Железнодорожная станция принадлежит Криворожской дирекции Приднепровской железной дороги. Вокзал Кривого Рога для города является очень важной транспортной артерией. До 1979-го года вокзал носил наименование “Кривой Рог- Сортировочный”, которое присвоили ему в 1965-м году.

Фото из сообщества «Криворожская старина»

Само здание криворожского вокзала было возведено еще в 1881-м году, а южная пристройка была создана в 1905-м году.

Фото из сообщества «Криворожская старина»

Тогда век назад, весной 1881-го года была выделена территория  для строительства Криворожской железной дороги, которая была переименована в феврале 1882-го года в Екатеринославскую железную дорогу, с 1936-го года железная дорога была снова переименована в Сталинскую, а с 1961-го года железная дорога носит современное название Приднепровской железной дороги.

Имя автора данного проекта остается неизвестным, но вероятнее всего это может быть архитектурная группа Екатеринославской железной дороги.

Архитектура исторической памятки

Фото из сообщества «Криворожская старина»

Основное здание Криворожского железнодорожного вокзала  состоит из двух этажей, построено  оно из камня, крыша четырехскатная покрытая металлочерепицей.

Фасад

Главный фасад здания вокзала, который выходит на сквер имеет два ризалита, которые выступают за плоскость стен  на полтора метра. Центральный вход как раз расположен между ризалитами, он состоит из двух дверей, между которыми находиться окно. Ризалиты и сам вход вокзала имеют остроконечные треугольные фронтоны с довольно широкими профильными лобными карнизами.

Оба фасада, который выходит в сквер, а так же тот, который выходит на перрон выделен ризалитом в 0,7 метров в толщину с треугольным фронтоном, а также присущи на фасаде старого вокзала плоские угловые пилястры.

Окна

На первом этаже вокзала Кривого Рога все окна имеют прямоугольную форму, двери  имеют прямоугольные амбразуры с  тычковыми арками. В ризалитах, которые находятся по бокам от центального входа в вокзал находиться по два сдвоенных окна прямоугольной формы, которые имеют перемычку в  форме полукруглых колонок.   На втором этаже окна в ризалитах имеют прямоугольную форму со стрельчатыми равносторонними арками. Обычные  окна второго этажа, которые размещены на плоскости стены имеют прямоугольную форму и тычковые арки.

Элементы декора

В арках окон и дверей Криворожского вокзала имеются замковые камни, а также плоские декоративные зубчатые элементы, которые окрашены в белый цвет. На втором этаже под окнами расположены прямоугольные перебрики. Карниз между этажами имеет вид двух скруглений, окрашен также в белый цвет.

С северной и южной части здания вокзала Кривого Рога  расположены  ризалиты шириной в 8 метров.

Над центральной частью вокзала находиться фронтон со стрельчатой аркой и слуховое окно.

Привокзальная территория

С восточной части здания Криворожского вокзала находиться привокзальная площадь, где размещены лавочка, сквер и пешеходные аллеи, в свою очередь с западной  части находятся железнодорожные путя.

Размеры главного здания железнодорожного вокзала Кривого Рога составляют: длина 47,8 метров, ширина 11,6 метров, высота стен составляет 8,7 метра, а крыша 4,5 метра.

Южная вокзальная пристройка  имеет всего один этаж. Выполнена также из камня с некоторыми элементами модерна. Размеры пристройки составляют: длина 45,2 метра, ширина 11,4 метра, а высота 7,5 метров.

Исторические упоминания

Так как здание довольно таки старое, через него прошло достаточно много исторических событий. К примеру одним из таких событий была повстанческая борьба украинцев против большевиков 1919 года. Тогда борьба началась под предводительством Главного атамана Таврии и Херсона Григорьева Никифора 7 мая 1919-го года.

На фото  Атаман Никифор Григорьев

Тогда атаман обратился к украинцам  с Универсалом, в котором призвал бороться народ против российских продотрядов в Херсонской области, а также бороться против комиссаров ЧК и создать Совет без большевиков.

Призыв атамана Григорьева поддержало как и местное население, так  и другие части Украинской Красной Армии . Командующий повстанческим войском Григорьев Никифор решил маршем пройтись Левобережной Украиной  и овладеть тогдашней столицей Украинской ССР городом Харьковом.

Уже к концу мая против повстанцев были направлены воинские части большевиков, в том числе и из России. После нескольких жестоких боев, которые произошли на Полтавщине с красной армией Пархоменко и Ворошилова, атаман Григорьев вместе со своим войском был вынужден вернуться на Херсонщину. После чего  повстанца поражение потерпели и на направлении в Киев. В следствии красная армия захватила Александрия, железнодорожный узел Знаменки, еще позже были занаты красной армией частично одесское направление, Николаев, Херсон и Очаков.

После того как “зачитка”  большевиков от повстанцев состоялась и в Кривом Роге в южной пристройке железнодорожного вокзала Долгинцево разместился штаб красной армии Пархоменко. Этот штаб там находился всего лишь пару дней, но за это время красной армией была полностью развалена основная часть  соединений Григорьева Никифора  на территориях Елисаветграда, который на сегодняшний день являеться Кропивницким и Александрии. Остатки армии повстанцев были вынуждены отправиться на юг.

В советский период по решению Горисполкома Кривого Рога на фасаде здания вокзала Долгинцево была установлена мемориальная табличка в память о большевистских оккупантах в 1965-м году.

Памятная табличка была сделана из лабрадорита. Имела размеры 0,6х0,5х0,03 метра и была установлена на южной части фасада, которая выходит на перрон.

В надписи, которая была размещена на мемориальной доске шла речь про то, что в данном здании в 1919 году был размещен штаб командующего Южной группой войск Пархоменко А. Я.

Но в соответствии  теперешнему законодательству Украины мемориальная доска была  демонтирована. Она попала под процесс декоммунизации. 

Фото из сообщества «Криворожская старина»

Памятка архитектуры

С 1996-го года Днепропетровская государственная администрация выдала распоряжение про то что станция “Кривой Рог -Главный” является памяткой архитектуры местного значения с охранным номером 141. Соответствующую доска прикреплена к зданию криворожского вокзала около северного угла ризалита.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.