Среда, 17 августа, 2022

Инновации в Кривом Роге в начале 20 века: появление первого трамвая

Трамвай является важным транспортом больших городов. Первые трамваи в мире появились во второй половине 19 века. Бурное распространение электрического транспорта припало на начало 20 века. В этот период первый трамвай появился и в Кривом Роге. Далее на kryvyi-rih-future.com.ua.

Когда в Кривом Роге задумались о появлении трамвая?

О появлении трамвая в Кривом Роге задумывались еще во второй половине 19 века, когда в городе во всю бушевала “железная лихоманка”. В 19 веке в Кривом Роге пассажирские перевозки осуществляли исключительно извозчики. Состояние дорог в городе было настолько ужасным, что повозки очень часто выше колес погружались в грязи. Поэтому в давние времена, криворожанам приходилось перетаскивать телеги и грузы чуть ли не на руках.

Про один из первых планов строительства трамвая писали в 1910 году в газете “Рада”. Данная информация была опубликована в историческом сообществе “Криворожская старина”.

Фото из сообщества “Криворожская старина”.

Еще одно предложение о строительстве трамвайной линии, местечку Кривой Рог поступило от бельгийской фирмы в 1911 году. Тогда фирма предложила построить первую трамвайную линию, которая бы соединяла центр со станциями “Кривой Рог” и “Карнаватка”. Трамвайная линия должна была идти через улицу Украинскую. Жители данной улицы выступили с возражениями. Они были обеспокоены тем, что трамвай будет давить их домашнюю птицу, а также тем, что пропадет извоз. Но несмотря на это, новый, дешевый и удобный вид транспорта был крайне необходим криворожанам.

На строительство линии трамвая, в 1912 году  дал разрешение губернатор Херсонской губернии, в состав которой входил Кривой Рог.  На данной линии в начале 20 века не было суждено появиться. Сразу возникли трудности с финансирование, после началась революция, Первая мировая война. Поэтому строительство линии трамвая в Кривом Роге было отложено.

Предыстория появления трамвая

Во многих городах Украины в начале 20 века уже давно функционировал трамвай, но не в Кривом Роге.  Промышленный город очень часто посещали разные высокопоставленные люди, журналисты, корреспонденты и прочие. Так в 1926 году в Кривой Рог прибыли журналисты и корреспонденты газеты “Правда” и журнала “Коммунист”. Один из корреспондентов после визита промышленного города поделился своими впечатлениями: “Странный город., весь в контрастах. Населения много, шахт много, заводов много, а трамвая нет…”. 

Но в Кривом Роге снова заговорили про строительство трамвая лишь в 1931 году, когда Совет Народных Комиссаров СССР принял решение про строительство в Кривом Роге металлургического завода.

Главный инженер

Фото из сообщества “Криворожская старина”. 

Очень большие усилия к строительству первой трамвайной линии в Кривом Роге приложил Михаил Лисица. В 1930-х годах он был практически единственным дипломированным инженером-электриком во всем городе. Лисица в 1928 году закончил Киевский электротехнический институт. После окончания института Михаил Лисица работал инженером на заводе имени Петровского. После завода два года он работал на должности главного инженера облкомунхоза. А в 1934 году он стал главным инженером строительства трамвая в Кривом Роге. 

Строительство трамвая

Фото из сообщества “Криворожская старина”. Строительство трамвая на углу улицы Ленина (современной улицы Свято-Николаевской).

Первая трамвайная линия в Кривом Роге должна была соединить центр города с новым металлургическим заводом — “Криворожсталь”. Строительство трамвая в Кривом Роге в 1930-х годах было не простым. К тому же торопили сроки. Открытие любого объекта, строившегося в период советской эпохи было приурочено к определенной дате. Также было со строительством трамвайной линии,  открытие которой запланировали годовщине Октябрьской революции.

Трамвайную линию в Кривом Роге строили методом народной стройки. Криворожские горняки для строительства трамвая давали шпалы, а железнодорожники “делились” рельсами. Аналогично были собраны разные электрокомплектующие. Также к строительству первой трамвайной линии в Кривом Роге ежедневно привлекали по 200-300 криворожской молодежи и  комсомольцев. Они трудились на безоплатной основе. К строительству присоединялись и другие жители Кривого Рога.

С применением современной техники, строительство трамвайной линии можно было бы закончить за пару месяцев, но в 1930-х годах строительство затянулось на годы, ведь все строилось вручную —  рабочие руки, лопаты и тележки. 

Запуск первого трамвая

Не смотря на все трудности с которыми столкнулись при строительстве, первый трамвай в Кривом Роге был запущен в 1935 году. Протяженность первой линии составила 11 километров. Изначально по городу курсировать всего два трамвая

Фото из сообщества “Криворожская старина”. Первый трамвай Кривого Рога, 1930-е годы.

В день пуска первого трамвая желающих прокатиться было огромное количество. Ведь трамвай для криворожан был настоящей инновацией. Трамваи постоянно были забит битком.

Фото из сообщества “Криворожская старина”. Трамвайная линия по проспекту Металлургов, 1960-е годы.

В 1935 году трамвай в Кривом Роге ходил по проспекту Металлургов от проходной “Криворожстали” до Соцгорода. В 1936 году трамвай начал курсировать к цехам коксохимического завода. К 1939 году протяженность трамвайной линии в Кривом Роге составляла 25 километров. Часто трамваем пользовались жители улицы Ленина (современная улица Свято-Николаевская), где конечной остановкой была улица Украинская.

Фото из сообщества “Криворожская старина”. Трамвайная линия по улице Тбилисской, 1958 год.

В период немецкой оккупации Кривого Рога с 1941 года по 1944 год, трамвай в городе не работал. Все оборудование и трамвайный парк был эвакуирован из города.

Криворожский трамвай в послевоенные годы

В послевоенные годы на восстановление трамвайной линии ушло намного больше времени чем на ее строительство. В Кривом Роге после Второй мировой войны движение трамвая было восстановлено только в 1946 году.

Фото из сообщества “Криворожская старина”.  Трамвайная линия по улице Ленина (Свято-Николаевской), 1946 год.
Фото из сообщества “Криворожская старина”.  Трамвайная линия на жилмассива ЮГОК, 1959 год.

В 1950-х годах в Кривом Роге появилась новая линия трамвая. Она соединяла центр города с южными районами. Строительство новой линии было связано непосредственно с появлением новых промышленных объектов: Южного горно-обогатительного комбината, а также Ново Криворожского горно-обогатительного комбината.

В 1962 году новую трамвайную линию построили к железнодорожной станции на Долгинцева. Также появилась новая трамвайная линия, которая шла к цементному и суриковскому заводам и городским предприятиям, которые находились по улице Окружной на Карачунах.

Фото из сообщества “Криворожская старина”.  Трамвайная линия по улице Блюхера (Петра Дорошенко) в сторону Автовокзала, 1980-е годы.

В 1990-х годах в трамвайном парке числилось более 150 вагонов. В Кривом Роге действовало более 20 разным трамвайных маршрутов. Они ежедневного перевозили больше 100 тысяч криворожан.

В 20 веке криворожский трамвай курсировал с 5:30 утра до 02:00 ночи по маршрутам которые изображены на фото.

Фото из сообщества “Криворожская старина”.
Фото из сообщества “Криворожская старина”.
Фото из сообщества “Криворожская старина”.

Современность

В 21 веке длинна трамвайное сети в Кривом Роге составляет более 130 километров. Действует 17 разных маршрутов, которые ежедневно доставляют пассажиров в самые отдадаленные точки Кривого Рога. Функционирует также два трамвайных депо. 

Основными типами подвижного состава  являются трамваи:

  • КТМ-5;
  • КТМ-8;
  • Tatra T3;
  • T3SU;
  • T3UA;
  • T3R.P;
  • T3SUCS;
  • КT3UA;
  • 71-611;
  • К-1.

Современная жизнь в самом длинном городе в Европе без данного вида транспорта просто невозможна.

Latest Posts

.